Видеть, слышать, чувствовать. Нет. Скорее, думать, верить, говорить, быть тайной и одновременно ключом к ее разгадке. Артист – больше чем просто действующее лицо на сцене. Это первая скрипка в оркестре живых эмоций, а значит свою партию она должна исполнять без тени фальши. Именно поэтому актер Орского драматического театра Александр Кабаев считает, что в его профессии нет права быть ненастоящим со зрителями. Только искренние переживания, неподдельные чувства, только любовь к аудитории и желание передать всю гамму чувств человеческой души. – Александр Иванович, для орского зрителя вы работаете уже семнадцать лет, а когда произошло первое знакомство со сценой? – Это было в 1993 году в Актюбинске – моей малой родине. Тогда в Областном русском драматическом театре был объявлен набор юношей и девушек в вспомсостав. Иными словами, театру нужны были актеры массовки, и я решил попробовать свои силы. Мою кандидатуру одобрили, и – началось. В октябре я начал работать в театре, а в декабре уже получил одну из главных ролей в новогоднем спектакле. Затем на базе театра была организована площадка для обучения молодых актеров. Я, получая знания в школе-студии, параллельно работал, и все это мне невероятно нравилось. Главным образом, нравилось выходить к зрителям и заставлять их переживать, сочувствовать, грустить и радоваться вместе с героями спектакля. В Актюбинске я жил до 28 лет, а потом женился на орчанке и вскоре поменял родной город на Орск. До этого я уже успел познакомиться с орской сценой, когда с артистами актюбинского театра приезжал в Орск на гастроли. Кстати, в моей семье я – единственный, кто выбрал профессию актера. Отец работал механиком в домостроительном комбинате, мама тоже трудилась на производстве, и вдруг – сын-актер. Я рос застенчивым парнем, поэтому мой профессиональный выбор был неким открытием для близких людей, а также для одноклассников, друзей детства. Родственники теперь часто смотрят на меня с позиции зрителей. Могу заверить, не критикуют. Как актеру они мне полностью доверяют. – Как вы считаете, актерами все-таки рождаются или становятся? – На этот счет я могу сказать однозначно: главное – любить свое дело. В театре либо работают всю жизнь, либо не работают совсем. Есть только одно но: одним актерам работа может давать легко, другим приходится идти через тернии к звездам. Но без любви к работе в театре делать нечего. Даже если кто-то решает оставить театр в пользу другой работы, все равно, как правило, возвращаются. Конечно, если любовь к профессии была настоящей. Когда я работал в театре в Актюбинске к нам в коллектив пришел пожилой актер. Это был человек удивительной судьбы! Его всегда тянуло к прекрасному, но жизнь сложилась так, что в советские годы он работал летчиком, после сокращений в рядах Советской Армии начал играть в театре. Затем на три-четыре года этот человек поменял сцену на труд шофера, но все равно вернулся к зрителям. – Приходилось ли открывать для себя что-то принципиально новое, играя ту или иную роль? – Могу сказать, что работа играет возрастом и характером актера. Порой, приходится выступать в таком качестве, что самому себе дивишься: как же я смог сыграть эту роль? А роли бывают разные. Например, в Актюбинске в работе над дипломным спектаклем я, не вожак и не лидер по натуре, играл черного предводителя. А в спектакле «Очень простая история» мне, человеку, не употребляющего спиртное, досталась роль соседа-пьяницы. Вспоминаю и еще одну роль –молодого кролика среди таких же гонимых собаками животных. Мне на тот момент было около 32 лет, а моим партнерам по спектаклю – еще меньше. Но я играл самого молодого кролика, в отличие от коллег, которые в своих ролях были заметно старше меня. – Какая ваша роль из спектаклей в современном репертуаре театра самая яркая? – Я предан сцене, искусству, любимой профессии. Приходится играть как в детских спектаклях, так и в постановках для взрослых, но я никогда не делил зрителей на взрослых и детей. Также как и не делил роли на плохие и хорошие. Все они – мои. И каждой роли я многим обязан. Из последних постановок театра, пожалуй, могу отметить спектакль «Божьи одуванчики». Я играю Колупанова – пример редкого драматизма судьбы. Хотя это, по сути, комичный персонаж. При живой жене и детях он решает, что называется, поджениться. Не столько на женщине, сколько на квадратных метрах. И вот этот комизм ситуации нужно пронести через драматизм жизни Колупанова. Это и есть самое сложное в профессии актера – найти чувство меры. Не бывает людей исключительно плохих или, напротив, хороших. Как правило хороший артист ищет в отрицательном герои хорошие черты, плохой – наоборот. – Правда ли, что в спектакле, пусть даже десятки раз поставленном на сцене, всегда есть место импровизации? – Действительно, на сцене случается масса неожиданностей, задача актера – превратить случайность в закономерность. Так, на премьереспектакля «Очень простая история» произошел весьма любопытный инцидент. В качестве реквизита над сценой, почти как под куполом цирка, была подвешена своеобразная карусель с фигурами животных. В начале второго акта карусель… падает. Три актера, стоящих в этот момент на сцене, оказались в центре этой конструкции. В зале – тишина, на сцене – многозначительная пауза. И только один из актеров, Алексей Маланьин, переведя дыхание, произнес: «Свинья…». Тогда многие зрители подумали, что все произошедшее на сцене – элемент сценария. Вспоминаю и другой забавный эпизод. Играли «Наследников Рабурдена», когда на сцене погас свет – перебои с электричеством. Зрители не спешили расходиться. Тогда в зрительный зал принесли свечи, какие только нашлись в театре, и окончание спектакля мы доигрывали при свечах. «Дядюшка, вы опять забыли заплатить за электричество…» Эта фраза одного из актеров тогда пришлась по душе преданной искусству публике. – Та самая звездная роль, о которой говорят, мечтают, даже порой живут актеры, была в вашей творческой биографии? – Я считаю, никогда не нужно настраиваться на то, что каждый новый образ будет непременно звездным. Это как выстрел – звездная роль. Она может случиться и после почти эпизодичного выхода на сцену. Как, например, в моем случае было в спектакле «Козий остров». Я играл заикающегося инвалида, в таком качестве я выходил на сцену всего два раза – в начале и финале спектакля. Но как запомнились эти выходы! Не могу не сказать и про свою «Творческую удачу». Под таким названием проходил областной смотр театральной молодежи, на котором я удостоился диплома за лучшую мужскую роль второго плана в спектакле «Бабьи сплетни». Досье Артист драмы высшей категории. 1993 – первая самостоятельная роль в новогоднем спектакле 1998 – начало работы вОрском драматическом театре 2004 –член оренбургского отделения Союза театральных деятелей 2012 – благодарность губернатора за вклад в развитие театрального искусства Автор - Екатерина Бастина